Этикет и психология речевого общения

Важной составляющей взаимодействия людей в нашем обществе является общение. А залогом хорошего общения является приветствие. Независимо от того обращаетесь вы к незнакомому человеку или к своему другу, как правило, вы здороваетесь. Этот шаг убирает психологический барьер между людьми и является  связующим звеном для продолжения разговора.

Чтобы ваш собеседник мог обращаться к вам уважительно, ему нужно знать ваше имя. Такова психология общения, что не зная имени собеседника, как правило, возникает дискомфорт. Конечно, бывают ситуации, когда представляться у нас в обществе не принято, например, чтобы спросить  дорогу, но в остальных случаях мы представляемся и представляем тех, кто с нами. Причем по правилам этикета мы должны представить младших (по возрасту или по должности) старшим, менее знакомых людей — более знакомым. При официальном общении называют имя, фамилию (часто отчество) и занимаемую должность, тогда как в дружеском кругу можно обойтись одним лишь именем.

Во время беседы стоит подобрать наиболее интересную тему для собеседника. Узнать ее можно из разговора или приглядевшись к одежде и окружающей обстановке, на предмет символики компаний, музыкальных групп, наград, коллекционных изделий и т.д.. Психология общения поможет найти общий язык с любым человеком, тем самым способствуя плодотворному сотрудничеству или интересному дружескому общению. Во время разговора будьте искренне расположены к собеседнику и почаще улыбайтесь. Конечно, на строгом деловом совещании, навряд ли вы будете сидеть с широкой улыбкой, но и там бывает уместна хорошая шутка.

Общаясь, обратите внимание на свою жестикуляцию. Как правило, при деловом общении не принято обильно жестикулировать, так как считается, что интеллигентный и образованный человек способен выразить свои мысли при помощи речи. В то же время, жесты способны эмоционально выделить сказанное и быть ярким дополнением к вашей речи. Важно лишь понимать на сколько уместна жестикуляция в тех или иных условиях.

Следите за чистотой своей речи, ведь слова паразиты и жаргонная лексика ее вовсе не красят. Не стоит использовать специальную терминологию или иностранные слова, если вы точно знаете, что собеседник не владеет ими. Важно достигнуть взаимопонимания, а не блеснуть знанием специфических терминов.